Даже самые ленивые владельцы фотокамер в летнюю пору вдохновляются красотами природы или приходят к осознанию близости отпуска, а значит, необходимости заполнить фотоархив очередной порцией снимков. А для тех энтузиастов, которые не расстаются со своими камерами ни днём, ни ночью, лето — один из самых благодатных периодов для реализации творческих идей. Как бы там ни было, мы предлагаем несколько советов, которые помогут вам сэкономить время при обработке цифровых фотографий на компьютере. Мы подготовили для вас десять рекомендаций, которые значительно повысят шансы на получение хорошего снимка во время фотографирования и ощутимо снизят необходимость обработки изображений в Фотошопе!

Большинство цифровых фотографов пренебрегают техникой съёмки, надеясь, что всё можно исправить в Фотошопе. И действительно, во многих случаях графический редактор возвращает неудачный снимок практически «с того света». Однако, неужели вы предпочтёте часами просиживать за монитором, вместо того, чтобы провести это время на свежем воздухе, фотографируя новые шедевры?

1. Сначала сформулируйте идею

Процесс фотографирования начинается не тогда, когда вы достаёте камеру из рюкзака или смотрите через видоискатель.
Съемочный процесс начинается с «видения» будущего кадра. И не важно, смотрите вы на объект съемки или кадр рождается в вашей голове «заочно». На этом этапе очень важно сформулировать идею. Для этого ответьте на несколько вопросов: Что именно вы увидели в той или иной сцене? Почему вы хотите запечатлеть именно это? И что в конечном итоге хотите получить?

Ответы на эти вопросы помогут вам определиться с выбором оптики, глубины резко изображаемого пространства, выдержки и прочих фотографических параметров. Иными словами, сначала вам надо четко сформулировать идею, а потом определить средства, необходимые для её реализации.

Овладейте схемами построения композиции

Всякий раз, когда вы компонуете кадр по ЖК-дисплею или с помощью видоискателя, вы должны помнить основные правила построения композиции. Все они основываются на геометрических методах построения «золотой спирали», «золотого сечения» и широко применяются в живописи, архитектуре для создания гармоничных форм. Правило третей — наиболее простой и наиболее распространенный принцип построения композиции кадра.

Правило третей

Применение одного и того же шаблона к разным ситуациям может показаться скучным занятием. Но с другой стороны, «правило третей» — ценный инструмент в умелых руках

Представьте себе две вертикальные линии и две горизонтальные, делящие кадр соответственно по горизонтали и вертикали на три равных части. Пересечения этих линий образуют так называемые центры внимания. Поэтому расположенные в точках пересечения объекты будут образовывать композиционный или смысловой центр кадра.

«Золотая спираль» — освящённая веками схема создания визуально гармоничных композиций.

Золотая спираль

«Правило третей» — упрощённая версия древней формулы.

Компоновка кадра

При компоновке кадра ищите ведущие линии и располагайте их на переднем плане в соответствии с «правилом третей», чтобы они «вели» взгляд зрителя к центру внимания.

Это может быть извилистая тропинка в лесу, дорога и так далее. Посмотрите на фото корабля. Здесь такими линиями являются канаты, которые как бы ведут взгляд зрителя от переднего плана к основному объекту съемки. Этот прием позволяет также заполнить пространство между нижней частью кадра и основным объектом.

Одна из самых распространённых ошибок при составлении композиции — скошенная линия горизонта. Некоторые модели фотокамер оснащены функцией автоматического выравнивания горизонта. Если ваша камера не оборудована такой функцией, купите двойной пузырьковый уровень, который можно прикрепить к «горячему башмаку» фотоаппарата. Таким образом вы всегда сможете избежать наклона фотокамеры в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

3.Всегда проверяйте готовность камеры

Чаще всего нам кажется, что с фотокамерой всё в порядке. Ведь в прошлый раз никаких проблем не возникало. Однако перед съёмкой стоит проверить и её готовность к работе, и основные установки. Казалось бы, самое простое, установлена ли карта памяти? Поверьте, нет ничего худшего, чем вдалеке от дома обнаружить, что в камере отсутствует карточка памяти. Поэтому перед выходом из дома убедитесь в том, что у вас есть хотя бы одна карта. Перед началом съёмки отформатируйте её. Именно отформатируйте, а не просто удалите снимки. Это предотвратит сбои при сохранении данных.

Далее, установите формат файлов: JPEG, если вы хотите печатать снимки с камеры или с карты, или RAW, если вы собираетесь получить максимальное качество после постобработки. Снимая в JPEG, установите наилучшее качество и наибольший размер изображения.

4.Контролируйте глубину резкости

Диафрагма — один из важнейших творческих инструментов вашей фотокамеры. Мало того, что она регулирует количество света, попадающего на матрицу, она также управляет глубиной резко изображаемого пространства. От диафрагмы зависит и качество изображения. В большинстве случаев оптические искажения на снимке практически отсутствуют при оптимальных диафрагменных числах f/8-11.

Однако не всегда эти значения означают максимальную выразительность изображения. Открытая диафрагма (например, f/3,2) даст малую глубину резкости, что позволит сосредоточить внимание на главном объекте съёмки, поскольку он будет в резкости, а фон — размыт. ГРИП — довольно распространённое средство художественной выразительности, широко применяемое фотографами-портретистами, анималистами и другими.

Наоборот, маленькое относительное отверстие объектива (например, f/36) позволит сделать резкими объекты как переднего, так и заднего планов.

Большая глубина резкости очень важна для фотографов-пейзажистов, которые стараются сохранить резкость по всему полю кадра. Зеркальные фотокамеры оборудованы специальной кнопкой (репитер диафрагмы), при нажатии на которую, можно оценить глубину резкости на будущем снимке.

Однако не бойтесь нарушать правила. Неожиданные решения могут привести к поразительным результатам. Попробуйте, например, сфотографировать пейзаж c диафрагмой f/4, и получите уникальное сочетание резкости и нерезкости в кадре. Главное, чтобы этот приём отражал или подчёркивал какую-то идею.

В условиях недостаточного освещения вам неизбежно придётся использовать длительные выдержки. Но в солнечный день даже максимально закрытая диафрагма и наименьшее значение светочувствительности ISO не в состоянии обеспечить продолжительной выдержки для получения творческого эффекта. Например, размытия потока воды при съёмке водопада. В таких случаях необходимо использовать нейтрально-серый фильтр, который уменьшает количество света, попадающего в объектив.

5.Используйте выдержку как инструмент творчества

Во время нажатия на кнопку спуска затвор открывается на определённое время, в течение которого на матрицу попадает свет. Этот интервал времени называется выдержкой. Выдержка может длиться и доли секунды, например, 1/30 с или 1/1000, и несколько часов.

В зависимости от того, какого эффекта вы хотите достичь при съёмке динамичных сцен, будет зависеть и выбор выдержки. Например, возьмём морской пейзаж. Если вы хотите «заморозить» волны с белыми гребешками, устанавливайте короткую выдержку. Если хотите запечатлеть водную гладь как туманную дымку, устанавливайте длительную выдержку. Легче всего её изменять в режиме «Приоритет выдержки».

Выбор того или иного интервала времени, в течение которого будет открыт затвор, зависит не только от творческих предпочтений, но и от технических возможностей. Например, снимая с рук, вы будете вынуждены установить такую выдержку, численное значение знаменателя которой будет равно или превышать численное значение фокусного расстояния объектива (1/100 с ФР 100 мм, 1/200 с ФР 200 мм и так далее). Иначе снимки будут нерезкими из-за сдвига фотокамеры.

Короткая выдержка

Короткая выдержка идеально подходит для съёмки спорта.

Длительная выдержка предпочтительнее при съёмке пейзажей.

Конечно, система стабилизации изображения позволяет увеличить выдержку приблизительно на три ступени. Так, при фокусном расстоянии объектива 100 мм можно использовать выдержку 1/30 с. Однако не стоит рисковать. Если вам действительно необходима длительная выдержка, постарайтесь использовать штатив, чтобы получить резкие снимки.

6.Определитесь с «балансом белого»

У разных источников освещения своя цветовая температура. Кроме того, цветовая температура дневного освещения тоже постоянно меняется. Она измеряется в Кельвинах. Чем ниже ЦТ, тем теплее цвет (более оранжевый), чем выше, тем свет холоднее (более синий).

Мы не замечаем изменения цветов при изменении цветовой температуры, потому что наш мозг «исправляет» то, что мы видим. Работа мозга напоминает работу автоматики баланса белого. С той лишь разницей, что автоматика камеры не знает, что она «видит».

Когда мы смотрим на закат, например, то понимаем, что избыток оранжевого цвета является нормальным и правильным. Но фотокамера, улавливая слишком много оранжевого, пытается исправить этот «дефект». Поэтому, если фотографируете в JPEG, то не поленитесь и выберите предустановленные режимы баланса белого («Дневной свет», «Облачно» или «Тень»). Поверьте, это сэкономит вам кучу времени и нервов. Ведь произвести радикальную цветокоррекцию JPEG на ПК не так уж и просто.

В случае, если вы фотографируете в RAW, то можно просто включить автоматический режим «баланса белого», и ни о чём не беспокоиться. Дело в том, что при конвертации RAW-файлов есть возможность вручную выбрать любую цветовую температуру. Однако не расслабляйтесь. Помните, что выбор «баланса белого» так же важен, как и установка выдержки, диафрагмы и светочувствительности ISO.

7.Устанавливайте правильную светочувствительность

С помощью установок значений ISO вы можете регулировать светочувствительность матрицы. Чем выше значение ISO, тем выше светочувствительность сенсора, тем меньше света необходимо, чтобы экспонировать кадр. Однако изменение светочувствительности физически не изменяет матрицу. Меняется только мощность электрического сигнала, необходимого для формирования изображения. Из-за этого на снимках возникают дефекты в виде случайно расположенных точек, называемых шумами. Это сравнимо с тем, как увеличивая громкость на проигрывателе виниловых пластинок, мы одновременно увеличиваем и посторонние шумы, возникающие от трения иголки о пластинку.

В зависимости от технологии шумоподавления шумы могут быть вообще незаметны при низких значениях ISO, а при высоких ISO — явно выраженными или даже настолько сильными, что теряется детализация изображения. Шумы наиболее заметны в тенях изображения.

Эмпирическое правило гласит: старайтесь устанавливать наименьшую возможную светочувствительность в определённых условиях. Ведь значение ISO будет определяться уровнем яркости сцены, диафрагмой и выдержкой, которые вы хотите использовать. Возможно, вам необходима длительная выдержка и небольшое относительное отверстие объектива, чтобы запечатлеть пейзаж. Придётся использовать штатив, чтобы установить наименьшее значение ISO.

Если вы часто фотографируете в условиях недостаточного освещения и не хотите повышать
светочувствительность, чтобы избежать шумов на изображениях, используйте встроенную или внешнюю фотовспышки. Особенно интересный эффект получается, если снимать ночные сцены в режиме медленной синхронизации вспышки. Также в режимах «Приоритета диафрагмы» и «Приоритета выдержки» можно подобрать необходимую экспозицию для той или иной сцены.

Не забывайте и о заполняющем свете вспышки при ярком солнечном освещении. Это позволит вам смягчить тени и сделать портрет более выразительным, добавив блеск глазам портретируемого.

8.Контролируйте резкость

Наверняка ваша фотокамера оснащена несколькими режимами фокусировки. Хорошо это или плохо, но с выходом новых моделей фотокамер таких режимов становится всё больше. Кроме того, они усложняются. Точек фокусировки становится больше. Причем, можно наводиться по одной точке или фокусироваться сразу по нескольким. Автоматический автофокус работает обычно быстро и точно. Стоит полунажатъ кнопку спуска, и резкость уже наведена. Однако важно, чтобы выбор точек фокусировки производился вами, а не автоматикой фотокамеры. Она ведь не знает, на что надо наводиться.

Очень важно в начале сьемки выбрать подходящий режим. Например, для движущихся объектов лучше установить непрерывную автофокусировку, а для статичных — покадровую. Помните, что в последнем режиме, пока вы удерживаете кнопку спуска, фокусировка не изменится.

Ручная фокусировка

Владельцы зеркальных и некоторых моделей компактных фотокамер могут наводиться на резкость вручную. Автоматика часто отказывается фокусироваться на неконтрастных объектах. В таких случаях придётся включить режим ручной фокусировки. При фотографировании крупным планом с близкого расстояния и при макросъемке тоже необходима ручная наводка.

Ручной режим фокусировки — незаменимый инструмент и для спортивных репортеров. Конечно, следящий автофокус во многих случая поможет навестись на движущемся объекте, но во многих случаях он не настолько быстр. Например, выскакивающий из-за поворота гоночный автомобиль лучше фотографировать в ручном режиме, предварительно сделав наводку по предполагаемой точке появления машины. Эта техника широко применяется при фотографировании спортивных соревнований и динамичных сцен.

Гиперфокальное расстояние

Гиперфокальиое расстояние — это расстояние от объектива, установленного на бесконечность, до ближайшей границы резко изображаемого пространства. Оно зависит от фокусного расстояния и диафрагмы. Если наводку на резкость делать по предмету, расположенному от объектива на гиперфокальном расстоянии, то резко изобразятся все объекты, лежащие от горизонта (фотографической бесконечности) до половины гиперфокального расстояния, то есть глубина резко изображаемого пространства в этом случае будет максимальной.

Контролируем качество

Если вы не фотографируете исключительно неповторимые мгновения, то вполне разумно после нажатия на спуск затвора проверить, что получилось в результате съёмки. Тем более, ЖК-дисплей вашей фотокамеры именно для этого и предназначен.

С его помощью вы легко сможете проверить композицию, всё ли уместилось в кадр, осуществить элементарную оценку цветов, чтобы удостовериться, что «баланс белого» установлен правильно. Обратите внимание на то, нет ли в кадре лишних объектов. Это особенно важно для тех фотокамер, видоискатель которых имеет поле зрения менее 100%. Увеличив масштаб изображения, проконтролируйте чёткость и глубину резкости. Если необходимо, сделайте необходимые изменения в настройки и сфотографируйте ещё раз. Возвратившись домой, вы уже не сможете ничего изменить.

Распределение тонов

Однако, не стоит полагаться лишь на визуальную оценку изображения. Вызовите гистограмму и оцените правильность экспозиции. Этот простой график демонстрирует распределение тонов изображения от самых тёмных, находящихся слева, и до самых светлых справа. Таким образом график, сместившийся влево, говорит о том, что изображение недодержано (тёмное).

Гистограмма

И наоборот, график, смещённый вправо, свидетельствует о передержке (светлое). Считается, что идеальной формой гистограммы изображения является пологая гауссиана, в которой мало совсем тёмных и совсем ярких цветов, а по мере приближения к средним цветам, их количество увеличивается. При необходимости измените экспозицию в сторону увеличения и уменьшения, чтобы обеспечить наиболее корректную экспозицию.

10.Отбираем и редактируем

После завешения съёмок, придя домой, необходимо скопировать снимки на ПК и произвести отбор и редактирование отснятого материала. На большом мониторе очень хорошо видны все дефекты и ошибки, допущенные во время съёмки. Оцените композицию, освещение, цветопередачу, резкость, экспозицию.

Если снимок не соответствует критериям, оговорённым в шаге первом, то переместите его в папку «Выбраковка». Будьте безжалостны на данном этапе отбора. Если все фотографии будут забракованы, то придётся повторить съёмку. Старайтесь не удалять фотографии, чтобы всегда иметь под рукой примеры собственных ошибок.

Comments are closed.