Баланс белого и цветовая температура снимка

Баланс белого и цветовая температура снимка

При работе в автоматическом режиме, часто цветопередача снимка получается вполне адекватной. Но случается и такое, когда снимки приобретают неестественный оттенок, то «синеют», то становятся слишком желтыми. В повседневной жизни мы считаем, что все источники освещения дают белый свет, но на самом деле свет всегда имеет определенный оттенок, зависящий от так называемой цветовой температуры.

Так, синеватое освещение (свет ясного небо в полдень) описывают как «холодное» (поскольку мы ассоциируем голубой цвет со льдом), а красноватый или оранжевый свет (например, лучи солнца на закате или рассвете) считается «теплым» и ассоциируется с огнем. Человеческий глаз легко приспосабливается к особенностям освещения, и свет ламп накаливания для нас выглядит почти так же, как солнечный.

Однако цифровые сенсоры (как и фотопленка) не наделены аналогичными свойствами и воспринимают свет таким, каким он является на самом деле: чтобы предметы на фотографиях имели для нас естественные оттенки, цветовую температуру необходимо скомпенсировать с помощью установки баланса белого (White Balance, WB). Этот параметр позволяет балансировать свойства освещения таким же образом, как конверсионные светофильтры в традиционной фотографии.

Проще говоря, ваша задача — привести настройку баланса белого в соответствие с цветовой температурой основного источника освещения, и тогда вы получите нейтральные, естественные снимки. Например, если вы знаете, что цветовая температура света лампы накаливания составляет около 2500 К, то можете настроить свою цифровую камеру в точности на 2500 К, и на готовых фотографиях сцена предстанет такой, как вы видели ее сами.

Цветовая температура — баланс белого

Давайте разберемся в причинах возникновения паразитной окраски на наших фотографиях.

Одной из важнейших характеристик света в фотографии, является цветовая температура. Зрение человека обеспечивает очень точное восприятие цвета, независимо от типа освещения. Так — белый лист бумаги кажется нам белым и при свете лампочки накаливания и при солнечном свете под открытым небом.

По своей специфике, цифровые камеры очень чувствительны к изменению цветовой температуры света и по этой причине дневной свет может придать снимку голубоватый оттенок, а лампа накаливания слишком желтый. Справедливо будет заметить, что не в каждом случае нужно винить только автоматику фотокамеры. Причиной паразитных оттенков, может оказаться банальная забывчивость фотографа.

Баланс белого цветовая температураПример: отсняв серию кадров на улице, где установка баланса белого, соответствовала цветовой температуре дневного света, мы перешли для съемки в помещение, с освещением лампой накаливания (люстрой) и в суматохе забыли изменить настройки цветовой температуры.

А так, как дневной свет имеет более холодные оттенки, то алгоритмы камеры будут стараться сделать свет люстры еще теплее. В результате фотографии снятые при свете лампы накаливания, приобретут заметный оранжевый оттенок.

И наоборот, используя настройки, для съемки с лампой накаливания, снимки сделанные при дневном освещении, окажутся окрашенными в синий оттенок.

Шкала градусов Кельвина

Для измерения цветовой температуры используется шкала градусов Кельвина (К). Свет солнца в летний полдень, к примеру, имеет цветовую температуру порядка 6000 К. Однако в тот же летний день цветовая температура света на закате может понизиться всего до 2000 К — такое освещение будет значительно более «теплым», чем голубоватый свет полудня. Ниже в таблице представлены значения на шкале Кельвина для различных источников света.

Сравнительная таблица цветовой температуры источников света

Чистое небо 11 000 — 18 000 K
Дождливый, пасмурный день 9 000  — 11 000 К
Серое небо с облаками 8 000  —  9 000 К
Солнечный день 6 000  —  8 000 К
Фотовспышка 6 000  —  8 000 К
Люминесцентная лампа 4 000  —  5 000 К
На закате и рассвете 3 000  —  4 000 К
Лампа накаливания 2 000  —  3 000 К
Сумерки после заката 1 500  —  2 000 К
Пламя свечи 1 000  —  1 500 К

Предустановки баланса белого

Во всех цифровых зеркальных камерах имеется ряд стандартных установок баланса белого, облегчающих задачу фотографа. Их набор зависит от модели камеры, но обычно включает следующие варианты:

  • Авто (Auto). Камера сама определяет параметры освещения в полученном изображении и устанавливает баланс белого автоматически в определенных пределах (обычно 3000-9000 К). Этот режим работает так же, как автоэкспозиция.
  • Лампы накаливания (Incandescent). Камера выставляет баланс белого в расчете на цветовую температуру ламп накаливания (около 3000 К).
  • Люминесцентное освещение (Fluorescent). Эта установка баланса белого подходит для съемки на стадионах и т.п. (цветовая температура около 4000 К).
  • Прямой солнечный свет (Direct sunlight). Стандартное значение баланса белого, соответствующее характеристикам обычных фотопленок. Подходит для съемки на улице (цветовая температура — около 5500 К).
  • Вспышка (Flash). Камера устанавливает баланс белого, соответствующий характеристикам электронных вспышек (около 5500 К). Вы наверняка заметили, что это значение совпадает с предыдущим, — дело в том, что вспышки призваны имитировать стандартное дневное освещение.
  • Облачное небо (Cloudy). Установка баланса белого подходит для съемки в пасмурную погоду, когда свет имеет цветовую температуру порядка 8000 К.
  • Тень (Shade). Установка баланса белого подходит для съемки в легкой тени, когда цветовая температура составляет примерно 9000 К.

Хотя стандартные установки облегчают работу и помогают быстро разобраться в свойствах освещения, гораздо более точного результата можно добиться при ручной настройке баланса белого. Большинство зеркальных камер дает возможность оценить свойства освещения по белому листу бумаги, а многие из них также позволяют устанавливать цветовую температуру вручную по шкале Кельвина. Так или иначе, перед съемкой вам необходимо определить цветовую температуру света самостоятельно.

Режим WB PRESET

Режим WB PRESET позволяет провести замер цветовой температуры по какой-либо эталонной точке, обычно по нейтрально-серому или белому предмету (для этой цели идеально подходит 18% серая карта, если ее удастся поместить в то же освещение, что и объект). В результате камера подберет оптимальный баланс белого для получения снимков нейтрального оттенка.

Коррекция баланса белого в фотошопе

Теперь давайте рассмотрим разрешение сложившейся ситуации, когда мы имеем снимки с не правильной цветовой температурой.

И как всегда, на помощь приходит Photoshop, располагающий всеми необходимыми инструментами для коррекции цветопередачи снимка.

Коррекция цветопередачи снимка

Первый способ исправить цветовую температуру снимка

Идем в Photoshop>Image>Auto Tone

Auto Tone в Photoshop

Чаще всего, как в нашем случае, Auto Tone хорошо справляется со своей задачей. Но в случае, когда композиция включает сложные сцены освещения и множественные, неестественные схемы освещения: подсветка фасадов зданий, неоновая подсветка, внутри интерьерное-декоративное освещение и т.д., может потребоваться ручная коррекция баланса белого с помощью фото-фильтра, которым также располагает фотошоп.

Второй способ исправить цветовую температуру снимка

Идем в Photoshop>Image>Adjastments>Photo Filter, где в выпадающем окне Filter — выбираем нужный фильтр.

Коррекция баланса белого

Если на снимке преобладают холодные оттенки, то выбираем теплый фильтр. В нашем случае Warming Filter 85. С помощью движка Density — регулируем интенсивность фильтра. Если же на снимке преобладают теплые тона, то для выравнивания цветовой температуры, нужно выбрать холодный фильтр из серии — Cooling Filter.

Выравнивание цветовой температуры

В случае, когда используется сложное освещение, можно воспользоваться компонентными фильтрами, которые также есть в наборе или выбрать нужный цвет, переключившись в режим — Color.

Следующим шагом нужно произвести коррекцию уровней, как это сделать описано в статье → Обработка фотографий в фотошопе.

Естественно, все вышесказанное справедливо тогда, когда вы хотите получить нейтральные снимки без какого-либо оттенка. Однако в фотографии так бывает далеко не всегда. К примеру, снимая диких животных и живую природу, я зачастую стараюсь добиться теплого оттенка своих фотографий, чтобы улучшить их эстетические характеристики. В эпоху традиционной техники на моих объективах почти всегда был установлен фильтр 81 А. Теперь вместо этого я устанавливаю на камере режим Cloudy и добиваюсь того же эффекта. Немногие из нас захотят сфотографировать закат или восход солнца и не передать теплого оттенка вечернего или утреннего освещения.

Оттенок освещения оказывает серьезное влияние на эмоциональный заряд ваших снимков. Пейзажи и снимки диких животных смотрятся гораздо приятнее при теплом освещении. Кадры с большим количеством снега и льда, напротив, выглядят выигрышнее при холодном голубоватом освещении, которое лучше отражает их физическое состояние. Портреты чаще всего хорошо воспринимаются при нейтральном белом освещении.

Грамотная робота с балансом белого — это не только определение цветовой температуры освещения и установка соответствующего режима на камере. Главное — понимать, каким вы хотите видеть итоговое изображение и добиваться этого с помощью продуманной настройки баланса.