Грани фотографии

Что такое фотография

Почему вы хотите фотографировать? Что вас действительно привлекает в фотографии? Почему именно фотография, ведь есть и другие способы изображения реальности, хранения информации и выражения идей? И что, в конце концов, определяет результат: как понять, хорошая или плохая получилась фотография рассмотрим в этой статье

Грани фотографии

Для многих людей одна из самых притягательных сторон фотографии — это привлекательность самого оборудования. Современный фотоаппарат, доставляющий удовольствие руке и глазу, завораживает возможностью работать с ним, да просто прикасаться к такой камере или носить ее на груди. Конечно, техника фотографу необходима. Изучение и детальное понимание ее устройства — по-своему захватывающий и увлекательный процесс. Однако не стоит делать фотографии лишь для того, чтобы испытать новую камеру или объектив.

Снимок вишни падающей в молоко

Застывшее движение, остановившееся время. Этот снимок, сделанный с использованием высокоскоростной вспышки, показывает падение вишни в молоко. Можно наслаждаться красотой этого момента. Фотография дает возможность нам видеть что-то быстротечное в реальности не видимое человеческому глазу.

Другая привлекательная сторона — это сам процесс фотографирования. Сложности управления фотокамерой вознаграждаются техническим совершенством готовых фотографий, сделанных вами. Результаты могут доставлять удовольствие своими истинно фотографическими «свойствами», такими как проработка фактуры, богатство полутонов или оттенков цвета.

Фотографирование — это способ «зафиксировать» момент, создать изображение окружающего вас мира без трудоемкого процесса рисования, который требует способностей и длительного обучения. Фотоаппарат — это своего рода машина времени, способная сохранить любого выбранного вами человека, место или ситуацию. Он дает фотографу кажущееся ощущение могущества и цели.

Еще одна грань — это наслаждение визуальной структурой изображения. Истинное удовольствие — почувствовать, раскрыть «геометрию» линии и форм, равновесие тонов, точность кадрирования сюжета — каков бы ни был этот сюжет. Удивительно, как можно все изменить быстрой сменой точки съемки или выбором другого, более выразительного момента!

Возможно, фотография привлекает вас как предельно быстрый, удобный и на первый взгляд самый правдивый способ фиксации зримой реальности. Все ее значение заключено в самой реальности, и вы хотите объективно показать ее или происходящее с ней. Фотография — это доказательство подлинности, своего рода копия происходящего. Фотокамера — это ваша записная книжка.

Противоположная грань — использование фотографии для манипулирования реальностью или ее интерпретирования, снимки при этом отражают чью-либо или вашу собственную точку зрения. Вы организуете ситуацию (как в рекламе) или выбираете какую-то одну из сторон события (как в политически ангажированных новостных сообщениях). Фотография — это мощное средство убеждения и пропаганды. Ее окружает ореол правдивости, но в то же самое время в руках умелого манипулятора она может доказать любое утверждение, которое он выберет.

Другая причина для занятии фотографией — потребность в средстве индивидуального самовыражения. Кажется странным, что такое априори объективное средство, как фотография, может использоваться для самовыражения, высказывания своей точки зрения, проявления индивидуальности, поиска метафоры и таинственности, изображая те ощущения или идеи, которые прямо не содержатся в объекте перед камерой. Но, вероятно, все мы сталкивались с образами «внутри» вещей, узнавали что-то знакомое в мерцающем пламени, тенях или облезающей краске на стене.

Подлинное же умение видеть как раз в том и заключается, что ни один человек из стоящих рядом не то что не снимет, но даже не увидит того, что увидел и снял талантливый фотограф. И это не просто способность заметить что-то необычное, то есть наблюдательность. Умение видеть — это еще и умение думать, раскрывать смысл происходящего. А к тому же и «умение» быть интересным и глубоким человеком, чтобы выражать в своих фотографиях собственное понимание жизни. Тогда такое понимание будет интересно нам, зрителям.

Фотограф может заинтриговать нас поставленными им вопросами, они заставляют вновь и вновь «прочитывать» изображение в поисках смысла. Способ изображения, как изображено может быть не менее важным, чем что изображено. Многие фотографы просто ищут красоту, которую они выражают в своей собственной живописной манере. Иногда получается настоящее произведение искусства.

Фотография — прежде всего зрительная информация. На любой фотографии, пусть даже самой абстрактной или сделанной под микроскопом, мы воспринимаем информацию о реальном мире. Причем фотоснимок еще и доказательство, что именно так и было, что это не нарисовано, а зафиксировано объективом. То есть любая фотография документальна, такова природа фотографического изображения.

Что касается живописи, прошли те времена, когда картина писалась для того, чтобы совершенно точно изобразить все. что видит глаз художника. Живопись, в отличие от фотографии, интересует не правда жизни или точность информации, а скорее, красота отношений и поиски правды искусства.

Важно другое: для чего сделана фотография, насколько интересна, необычна информация на ней? Одно дело, если снято какое-либо значимое событие, ситуация, в которой проявилась психология людей, что-то уникальное, если это сфотографировано для того, чтобы показать другим нечто важное. То есть это документ и свидетельство. Но ведь не всякая фотография интересна тем. что на ней изображено. Есть и такие, в которых на первом месте не что. а как это изображено. То есть значение информации на поверхности ничтожно. Вы скажете: «Ничего интересного не происходит, зато это красиво». Вот это действительно близко к тем задачам, которые ставит перед собой изобразительное искусство, в частности живопись.

И в этом случае, возможно, фотограф воспользуется средствами выразительности, во многом схожими с теми, которые использует художник. Прежде всего, это гармоничное сочетание цветов, согласованность линий и тональностей, отношения подобия и контраста, объединяющие все и вся в таком изображении в одно неделимое целое. В кадре все необходимое и ничего лишнего. Вот такую «манеру» с полным основанием можно назвать живописной в самом хорошем смысле этого слова.

Это лишь некоторые из разнообразных граней такого широкого явления, как фотография. Никакие из них не лучше и не важнее других. Некоторые из них сочетаются в работе любого фотографа, но каждая важна для профессионала. Испытываемое вами удовольствие от создания фотоснимков может основываться на технике, искусстве или возможности коммуникации. Но то, что начинается как интерес в одной области, может распространиться на другую. Новичку полезно быть открытым разным точкам зрения. Всесторонне изучите основы профессии, стараясь освоить все се грани, по возможности на практике, а не только в теории.

Как рождается фотография

Фотография создастся светом, формирующим изображение посредством объектива. Затем полученное изображение сохраняется одним из двух способов:
(а) химическим способом, с использованием пленки, химических реактивов и обработки в темной комнате, или
(б) цифровым способом, с использованием электронного сенсора, устройств для запоминания и обработки данных и вывода на печать с помощью компьютера.

Химический способ получения изображения традиционный, он постоянно совершенствовался с середины девятнадцатого века. Цифровые методы стали использоваться лишь в последние несколько лет, но развиваются они очень быстро. Фотографы все больше и больше сочетают оба — снимают на пленку и затем переводят изображение в цифровую форму для обработки и печати.

Для того чтобы получать хорошие фотографии, не требуется быть специалистом в химии или электронике, но важно иметь достаточно практических навыков, чтобы контролировать результат и работать уверенно. Последующее — это основные положения ключевых этапов обработки, с которыми вы столкнетесь в пленочной или цифровой фотографии.

Роли, которые играет фотография

Технического мастерства и чувства композиции недостаточно, если вы не понимаете, для чего снимаете фотографию. Цель может быть самой простой — ясная и объективная фиксация чего-либо или кого-либо.

Она может быть и более туманной — субъективное стремление выразить, например, идею безопасности, счастья или угрозы. Ни один писатель не возьмется за перо, не зная, какова задача — написать техническую инструкцию или стихотворение. Но в отношении фотографии все еще существует большая опасность, что, настраивая оборудование, занимая себя фокусировкой, экспозицией и компоновкой кадра, вы едва ли задумываетесь о смысле своей фотографии и о том, почему хотите показать объект именно таким образом.

Конечно, люди фотографируют по самым разным причинам. Большинство фотографий — лишь напоминание об отпуске, членах семьи и любимых. Это одна из самых важных социальных функций фотографии — запечатлеть моменты нашей личной истории, чтобы годы спустя иметь возможность вновь обратиться к ним.

Иногда фотографии снимают, чтобы показать очень тяжелые условия жизни людей и посредством этих снимков обратиться к совести других людей. В этом случае вы можете показать сюжет таким образом, что при других обстоятельствах, возможно, посчиталось бы излишним любопытством или даже болезненной страстью к подглядыванию. Но столь сложные отношения с людьми, которых вы снимаете, будут оправданы, если в итоге фотография вызовет положительный отклик у зрителя.

В фотографии, которая призвана рекламировать и продавать, также важно найти подход к объекту съемки, чтобы вызвать определенную реакцию у вашей потенциальной аудитории. Каждая деталь при построении кадра продумывается до мелочей. Вызовут ли натура или задний план у зрителя положительные ассоциации? Какую нишу рынка представляют модели и одежда на них, это образ массового потребителя или элитарного? Декорации и аксессуары должны соответствовать тому стилю жизни и атмосфере, которые вы пытаетесь передать.

В общем, нужно предложить зрителям фотографию, изображающую их же самих, но ставших гораздо более привлекательными за счет товара или услуги, которые вы продаете. Помимо этого, вам необходимо таким образом организовать изображение, чтобы оно прежде всего привлекало внимание: показать товар; возможно, оставить место для слогана или описания товара; и соблюсти пропорции рекламного объявления или журнальной полосы, для которой предназначено это изображение.

Совсем другое дело — фотографии новостей. Здесь вам необходимо уместить событие в одном снимке, который только и будет опубликован. Помните, что этот момент должен быть обобщением происходящего, хотя вы можете приукрасить или даже исказить событие, выбирая, что, когда и откуда снимать. До недавнего времени было распространено мнение, что фотографы — беспристрастные наблюдатели, документирующие события совершенно объективно. Но на самом деле это не совсем так, поскольку никто не может быть полностью беспристрастным. У фотографов свое мнение и свои предубеждения.

Фотографируя демонстрацию со стороны полиции, вы, возможно, покажете разбушевавшуюся толпу: фотографируя со стороны толпы — подавляющую власть. Похожим могуществом вы обладаете, снимая портрет политика или известного спортсмена. Выражение лица портретируемого может меняться: быть грустным, радостным, скучающим, заинтересованным, высокомерным и т.д. И все это можно увидеть в течение нескольких минут. Выбирая лишь один из этих моментов и сопровождая его подписью, комментирующей происходящее, несложно как угодно преподнести происходящее. Легкость, с которой сегодня цифровые манипуляции могут добавлять или незаметно убирать детали изображения, развенчала легенду о «правдивости фотографии» или о том, что «камера не может врать».

Другая ниша — декоративные фотографии для календарей или фотографии, которые сопровождают статьи в журналах, они делаются ради красоты: человеческой красоты, красоты природы, увиденной в обычных повседневных вещах. Ощущение красоты очень субъективно, оно зависит от точки зрения, вкуса и опыта. Но здесь есть простор для выражения вашей собственной манеры видения в фотографии, которая вызовет похожий отклик и у других. Однако если переусердствовать, ваши фотографии могут стать слишком манерными или потакающими вкусам публики.

Фотография предоставляет информацию, фиксируя реальность, что необходимо для обучения, медицины и анализа различного рода научных фактов. Здесь вы действительно можете воспользоваться такими ее свойствами, как ясность и великолепная деталировка изображения, а также возможностью интернационального общения через фотографии, без языковых барьеров.

Свойства изображения, которое дает объектив, не отличаются от видимого глазом. Это делает опознавание и понимание информации на фотографии более простым, чем на рисунке.

Изображение реальности на фотобумаге значительно отличается от восприятия глазом самой реальности. И это крайне важно понимать. Во-первых, если говорить о черно-белой фотографии, картинка, которую мы получаем, совершенно не соответствует тому, что было в видоискателе. Кроме того, близкие и далекие предметы для глаза никогда не бывают одновременно резкими, как на фотографии. Вместе с тем степень нерезкости, которую дает объектив на открытой диафрагме, значительно превосходит возможную нерезкость глаза. Глаз — это такая же «линза», как и объектив, но сознание исправляет во многом то, что глаз ему передает. Очень близкие предметы сознание уменьшает, а очень далекие, наоборот, увеличивает (до 4 раз).

Таким образом, человек на дальней стороне площади не воспринимается таким маленьким, как на снимке, и не сможет залезть в ухо другого человека перед аппаратом. А на фотографии это возможно. Белую бумагу в темноте глаз (мозг) воспринимает по-прежнему белой, а пленка этого делать не умеет. Сознание исправляет ошибки глаза: вертикали домов не сходятся так сильно, и дома не падают. Можно продолжить этот список и дальше. Добавим одно только немаловажное обстоятельство: двумя глазами мы видим мир объемным, а одноглазая фотография этого не умеет. Таким образом, мир, построенный объективом, значительно отличается от настоящего. С одной стороны, это недостаток фотографического изображения, хотя ко многим его недостаткам мы привыкли, а с другой — дает фотографу (и художнику) необыкновенные возможности по-своему перестраивать и наделять смыслом видимую реальность.

И второе: рисунок, конечно, лишен документальности фотографии. Но в этом и сложность ее восприятия и понимания. Изображение реальности на фотографии столь же многозначно и непознаваемо, как и сама реальность. Как это ни странно звучит, восприятие фотографии часто требует фантазии, мы придумываем, домысливаем то, что видим на снимке. И в этом смысле восприятие фотографии не столь значительно отличается от восприятия рисунка, притом что он, естественно, гораздо более условное и абстрагированное отражение реальности.

Однако фотографии не всегда предназначены для коммуникации с другими людьми. Возможно, вы видите в ней средство самовыражения и самоудовлетворения, и вам неважно, получат ли другие люди какую-либо информацию или сообщение из ваших работ и увидят ли они их вообще. Некоторые из наиболее оригинальных работ в фотографии были сделаны именно так, не для коммерческих или художественных целей, часто это результат чьей-либо личной увлеченности.

Существует много других ролей, которые может исполнять фотография: смешение фактов и фантазии, искусства и науки, коммуникации и не-коммуникации. Помните также, что фотография часто не последнее звено в цепочке между вами и зрителем. Редакторы, художественные редакторы, организаторы выставок — все они любят навязывать свое видение фотографии. Фотографии обрезают, к ним придумывают и добавляют названия, они располагаются в экспозиции определенным образом и при этом взаимодействуют с другими. Любое из этих действий может усилить, ослабить или разрушить то, что пытался показать фотограф. Вы полностью во власти людей, которые будут работать с вашими снимками в дальнейшем.

Как менялось отношение к фотографии

Сегодняшнее признание за фотографией права на творчество художниками, галереями, издателями, коллекционерами и широкой публикой было завоевано нелегко. Человеческие взгляды в защиту и против фотографии очень сильно менялись в прошлом, в соответствии с модой и точками зрения. В течение долгого периода в девятнадцатом веке (фотография была изобретена в 1839 году) художники воспринимали фотографов как угрозу и не упускали возможности заявить, что это глупые и вмешивающиеся не в свои дела люди, у которых нет ни художественных способностей, ни соответствующего образования. В некотором роде это было правдой: для создания фотографий больше требовалось быть химиком.

Пикториализм и реализм

К началу двадцатого века появились более простое в использовании оборудование и материалы. Портативные камеры для моментальной съемки, проявочные и печатные центры для любителей — все это превратило черно-белую фотографию в развлечение для масс. Чтобы отделиться от этих людей и получить звание художника, «серьезные» фотографы попытались приблизить свои произведения по внешнему виду и функциям к живописи. Они называли себя пикториалистами, снимали живописные сюжеты, часто объективами с мягкорисующими насадками, и печатали свои снимки на текстурированной бумаге, используя процессы, которые уничтожали большую часть «отталкивающих» фотографических подробностей.

Надо все-таки думать, что фотохудожники-пикториалисты не потому травили себя химикалиями (а для изготовления своих живописных творений они использовали все, вплоть до ртути и серной кислоты), чтобы их называли художниками. Дело в другом. Фотография на ранних этапах своего развития была чисто техническим изобретением, но претендовала на роль искусства. Поэтому и возникла идея делать такие «произведения», которые невозможно отличить от листа графики или картины импрессионистов. В результате получалась и не фотография, и не картина, а всего-навсего нечто похожее на плохую картину. У фотографии еще не было своего собственного языка и своих специфических средств выразительности. Они возникли много позже. С появлением портативных фотокамер стало возможным снимать реальную жизнь за порогом студии, используя моментальные выдержки. Это и было рождением фотографического искусства, которое сегодня занимает свое законное место в ряду других искусств.

К счастью, возникновение кубизма и других форм абстракции в живописи, а также появление техники для репродуцирования фотографии в печатных изданиях расширили фотографические горизонты. В начале двадцатого века как ответ на существование пикториализма появилась «прямая» фотография. Она вошла в моду благодаря работам Эдварда Вестона, Пола Стренда (Paul Strand) и Альберта Ренджера-Пац (Albert Renger-Patzsch). Эти фотографы извлекли максимум пользы из тех свойств черно-белой фотографии, которые до того момента порицались: полная резкость всех планов, богатая тональная шкала и способность снимать простые повседневные вещи при естественном свете. Техническое совершенство было наиболее важным и непременно использовалось. Фотография нашла свою эстетику, которая отличалась от эстетики живописи и других форм изобразительного искусства.

Наступление фотографии в газетах и журналах открыло рынок пресс- и репортажной фотографии. Фотографии снимались ради запечатленного на них момента, ради визуальной информации, а не как иллюстрации к каким-то идеям. Все это и та свобода, которую дали фотографам легкие и совершенные ручные камеры, привели к слому устоявшихся правил живописной композиции.

1930-е и 1940-е годы — время широкого распространения иллюстрированных журналов и фоторепортажа. И это было как раз накануне развития телевидения. В те годы профессиональная фотография все больше и больше использовалась в самых разных областях: в рекламе, торговле и промышленности, портрете, медицине, научных исследованиях; возникает аэрофотосъемка. Большинство снимков по-прежнему были черно-белыми. В 1950-е цвет стали использовать больше, но процесс воспроизведения цветных фотографии в печати по-прежнему оставался сложным и дорогим.

Стремительные и перспективные изменения происходили в течение 1960-х. Из занятия, которое предыдущее поколение считало старомодным, консервативным и претендующим на художественность, фотография в шестидесятые стала очень важной частью молодежного культа.

Новые малоформатные прецизионные зеркальные аппараты, электронные вспышки, проявочные машины и работающие на заказ лаборатории, позволившие не связываться со скучными процессами обработки, всплеск модной фотографии — все это имело свое влияние. Фотография завладела общественным воображением.

Молодежь внезапно загорелась идеей иметь свою камеру и использовать ее, чтобы высказать собственное мнение об окружающем мире. Новые фотографы интересовались современными художниками, но ничего не знали о традиционных фотографических клубах и обществах с их смешными «правилами» и узкими представлениями о том, какие фотографии достойны премий.

Свежая струя, ворвавшаяся в фотографию, принесла громадную пользу. Фотографов больше не терзали неловкие сомнения вроде вопроса, искусство ли фотография. Ее начали признавать как средство изображения реальности — самую распространенную форму иллюстрирования происходящего вокруг, а в руках художников — как новую форму искусства. С тех пор как фотография стала чрезвычайно значимой в современном образе жизни людей, она составила единое целое с современной живописью, графикой и даже скульптурой.

Фотографию начали изучать в школах и колледжах, особенно в арт-колледжах, где до этого она преподавалась лишь как техническая дисциплина. Америка стала лидером в организации университетского образования в области фотографии, включив эту дисциплину в образовательные программы по искусству, дизайну, социальным наукам и теории коммуникации. Помимо этого, были изданы несколько портфолио известных фотографов с качественной полиграфией. И все же выставки фотографии в художественных галереях, продажа выставленных работ, а также создание специализированных фотогалерей были редкостью. Поэтому работы фотографов оставались малодоступными и малоизвестными. Даже журналы и газеты не стремились сотрудничать с фотографами, тогда как известные писатели, например, всегда пользовались издательской поддержкой.

К 1970-м все изменилось. Наиболее предприимчивые галереи стали проводить фотографические выставки, которые посещались все активнее. Спрос публики и студентов, изучающих фотографию, способствовал выпуску целого ряда книг, представляющих работы отдельных фотографов. Творческие фотографии стали продаваться в галереях как предметы искусства всем, кто был готов вкладывать в них деньги.

В 1980-е стали доступными цветные материалы, которые давали результат лучшего качества и были дешевле тех, что существовали раньше. Появились цветные лаборатории, предлагая каждому качественную проявку и печать, а также более быстрое обслуживание. Большинство публики хотело снимать на цветную, а не на черно-белую пленку, и постепенно цвет был признан и фотохудожниками. Полиграфическое воспроизведение цветных иллюстраций стало дешевле, даже газеты начали использовать цветные фотографии.

Сегодня наличие простой в управлении фотографической техники в сочетании с огромной фотографической аудиторией (причем готовой к восприятию оригинальных идей) вызывает громадный поток изображений. Благодаря галереям, книгам и образованию появилось больше критических исследований, посвященных фотографии — о том, как она передает содержание, используя свой собственный визуальный язык. Сегодня столько различных способов использования фотографии, что она становится почти такой же разнообразной и глубокой, как литература или музыка.

Разнообразие стилей и подходов

Стиль ваших снимков сформируется в соответствии с вашими интересами и отношением к фотографии, а также с учетом тех возможностей, которые появятся на вашем пути. Например, что вам интереснее снимать: людей или предметы, работая с которыми можно не вторгаться в область человеческих взаимоотношений? Вы предпочитаете оперативную съемку людей или же спокойную и более вдумчивую съемку ландшафта или натюрморта?

Если вы хотите быть профессиональным фотографом, вы должны стать универсалом и овладеть самыми разными видами съемки. Или же вы специализируетесь в какой-либо одной области съемки, например в естествознании, научных исследованиях или медицине, совмещая фотографию с другими занятиями и знаниями. Прикладная фотография дает очень узкие возможности для творчества, особенно когда вам нужно удовлетворить конкретные запросы, передавая информацию ясно и объективно.

Гораздо больше свободы в съемках, которые вы делаете для себя. Здесь у вас больше возможностей развивать свой собственный изобразительный стиль, работать без давления и четко очерченных задач, присутствующих в большинстве профессиональных областей.

Очень непросто определить, что такое «стиль», зато он прекрасно распознается, когда смотришь на фотографии. Каждое изображение обладает набором характеристик — тема, настроение (юмористическое, драматическое, романтическое и т.д.), интерпретация выбранной темы (информационная или абстрактная), использование цвета и тона, композиции… и даже формата фотоснимков. Техника тоже важна, начиная от выбора объектива и заканчивая способом подачи отпечатка. Но больше чем что-либо еще индивидуальную манеру видения определяет именно стиль.

Информация и смысл

Не следует насильственно вырабатывать собственный стиль. Он возникает в процессе практической работы, а не абстрактного анализа. Долгие, кропотливые занятия помогут вам найти собственную манеру показа вещей, которые вы считаете важными и хотели бы представить окружающим. Однако все, что вы фотографируете, не должно выглядеть одинаковым и превратиться в застывшую формулу, шаблон. Секрет в том, чтобы выявить сущность каждого снимаемого объекта, при этом не повторяясь. Зрители смогут не только узнать ваш почерк в фотографии, но и обнаружат что-то уникальное, присущее каждому снимаемому объекту или ситуации, которую вы им предлагаете.

Критерии успеха

Не существует формального способа оценить успешность фотографии. Все мы в опасности субъективного видения своих работ, прочитывая в изображениях то, что хотели бы найти, и вспоминая те трудности, которые приходилось преодолевать во время съемки, вместо того чтобы воспринимать результат таким, как он есть, то есть с точки зрения постороннего зрителя. Самый простой способ — рассмотреть техническое качество фотографии, хотя даже в этом случае «хорошо» или «плохо» может зависеть оттого, что лучше передает настроение и атмосферу вашей фотографии.

Большинство коммерческих фотографий, с тех пор как они стали использоваться в СМИ, оцениваются по тому, насколько точно они выполняют поставленную задачу. Постер или обложка журнала должны быть яркими и понятными любому читателю. Но большинство таких фотографий, даже искусно сделанные, все же поверхностны и быстро забываются.

Гораздо больше можно сказать о фотографиях другого рода, неоднозначность и оригинальность которых завораживает, позволяя открывать в них что-то новое. Это вовсе не означает, что вам должно нравиться все диковинное и необычное, среди фотографов много скучных, претенциозных личностей или просто шарлатанов, как и в любой другой среде.
Отношение к фотографии меняется со временем. Поживите со своей фотографией какое-то время (повесьте ее на стену), иначе вы всегда будете думать, что самая лучшая ваша работа — самая последняя. Такая же ошибка — идти на поводу у сегодняшних модных тенденций; правильнее развивать способность вашего собственного видения и мастерства до тех пор, пока они не привлекут к себе внимание. Просто помните, что, хотя люди и твердят, что хотели бы видеть новые идеи и новые концепции, они по-прежнему продолжают оценивать их с общепринятых в прошлом позиций.

Значительная часть профессиональной фотографии — это финансируемое, коммерческое искусство, где успех оценивается именно с финансовой точки зрения. Авторские проекты позволяют создавать наиболее авангардные и неординарные работы, которые обычно выражают одержимость автора идеей и неравнодушие к предмету. Мера художественного успеха в этом случае — наслаждение и стимул к продолжению работы, а также удовлетворение результатом. Вознаграждением является публикация фотографии или экспонирование в стенах галереи. Выбрав этот путь, вы часто тоже можете добиться коммерческого успеха. Так что по-настоящему хороша такая фотография, в которой вы выражаете себя, если при этом обнаруживается, что люди толпятся у вашей двери с поручением эту самую фотографию купить.

Резюме

  • Фотография — это средство коммуникации, средство распространения фактов или же вымысла, а также выражения идей. Для занятий фотографией требуются в различных пропорциях владение ремеслом и художественные способности.
  • Технические знания необходимы, если вы хотите максимально эффективно использовать имеющиеся у вас инструменты и работать уверенно. Знание «как» позволяет вам сосредоточиться на «что» и «зачем» (на содержании и значении фотографии).
  • Всегда пробуйте новые технологии и оборудование но мере их появления. Старайтесь представить, какие новые изображения можно сделать с их помощью.
  • Традиционно в фотографии изображение снимаемого объекта сохраняется на пленке, покрытой галогенидами серебра. Пленку проявляют химическими растворами, работая в темноте.
  • Сегодня новые технологии позволяют сохранять сформированное объективом изображение в цифровом виде. С полученным результатом можно работать, используя компьютер. Для этого не потребуются химические растворы или темная комната.
  • Снимать цветную фотографию проще, чем черно-белую. Но цвет сложнее проявлять самостоятельно.
  • Фотография записывает избыточное количество деталей и в прошлом имела репутацию исключительно объективной и правдивой. Но вы можете использовать фотографию с любой целью — от пропаганды до самовыражения в художественной фотографии.
  • Фотографирование — это сочетание а) точного следования известным правилам и навыкам и б) творческих решений в выборе сюжета и идеи вашего фотоснимка.
  • Фотографии могут нравиться или подвергаться критике за свой сюжет или форму, технические качества или смысл — по отдельности или вместе.
  • Публика когда-то воспринимала фотографию как скучное и ограниченное псевдоискусство, но со временем это занятие стало элементом массовой культуры, оставаясь при этом творческим продуктом.
  • Успех можно проверить тем, насколько точно фотография реализует поставленные перед нею задачи. Или измерить техническим совершенством снимка, финансовой выгодой или художественной значимостью. Или, наконец, тем, насколько ваша фотография понимается другими людьми. В идеале все эти аспекты должны оцениваться вместе.