Способ, которым вы визуально компонуете свои снимки, так же важен, как и их технические качества. Умение компоновать приходит с опытом, а также в процессе обучения. Задача композиции — показать вещи самым сильным, самым эффективным способом, что бы ни было объектом показа. Часто это значит — избежать хаоса и беспорядка в распределении отдельных элементов изображения (кроме тех случаев, когда этот хаос создает особое настроение снимка, которое вы хотите передать). Это приводит вас к такому использованию линии, форм и тонов в изображении, чтобы они оптимальным образом соотносились друг с другом, образуя достаточно выразительный геометрический рисунок. причем независимо оттого, что эти линии, формы и тона изображают.

Композиция — это то, что объединяет фотографию с живописью, рисунком и изобразительными искусствами в целом. Главное отличие — в том, что вы должны выстроить композицию за то время, пока объект находится перед вами, выбрав наплучшее из возможного в данный момент. Камера работает слишком быстро. Даже цифровые технологии не предоставляют столько же возможностей для постепенного выстраивания готового изображения, как карандаш или кисть.

Правила композиции

«Правила» композиции вышли из моды, на то были достаточные основания. Они порождают результаты, которые рабски следуют правилам, но ничего нового предложить не могут. Как написал однажды Эдвард Вестон (Edward Weston): «Вспоминать правила композиции перед съемкой все равно, что думать о законе гравитации, выходя на прогулку». Конечно, так легко говорить, уже обладая умением видеть, но учебники все же полезны для начинающих. Практикуйтесь. критически сравнивая те фотографии, в которых композиция «работает», с теми, в которых этого не происходит. Обсудите эти проблемы с другими людьми, как фотографами, так и не фотографами.

В живописи веками создавались определенные правила, схемы построения композиции, прежде всего, это композиция в треугольнике, круге, овале и так далее. И фотография сначала копировала эти правила, но затем стала нарушать их в поисках новых построений. Более того, она повлияла и на саму живопись. Дега, например, благодаря фотографии открыл необычайно острые, динамичные построения своих картин, просто невозможные в дофотографическую эпоху. В самом деле, как можно отрезать половину фигуры человека на переднем плане рамой или вообще лишить несчастного головы? Раньше такого себе не позволяли. Кстати. Дега сам был фотолюбителем, снимал и некоторые из своих картин писал по фотографиям.

Кроме того, фотография изменила во многом представления об отношениях искусства и реальности. Всегда считалось: все, что мы видим вокруг себя, никак не может сравниться с произведениями изобразительного искусства. Искусство — это всегда плод фантазии художника, это синтез его впечатлений от действительности, а не какая-либо реально существующая картина природы. Только человек, художник может создавать подобные произведения.

Именно фотография доказала, что это не так. После долгого периода подражания изобразительному искусству (рецидивы этого подражания существуют и сегодня), фотография отказалась от буквального копирования. С течением времени она выработала свой язык и свои композиционные ценности. Оказалось, что действительность, будучи изображенной на фотографии, несмотря на всю ее непредсказуемость и случайность, в отдельные моменты может быть подлинным произведением искусства. И это касается даже репортажной фотографии, документальных сцен реальной жизни людей.
Основная цель, главный пафос такой «художественной» фотографии — нахождение нестандартных, оригинальных композиций в реальности. И в этом она часто оказывается впереди живописи. Существует множество картин, которые по стилю, по видению больше походят на фотографии.

Не говоря уже о некоторых направлениях в современной живописи, просто имитирующих фотографическое изображение (гиперреализм). Когда художник в своей картине использует чисто фотографическую композицию, она действительно больше напоминает фотографию. Такие картины можно обнаружить на любой выставке живописи.

Фотография полностью изменила представления о том, что можно и нельзя в композиции, она сумела приучить нас к таким построениям, которые раньше были просто немыслимы. Вертикальная линия, которая делит кадр пополам — это уже не преступление. Вместо специально поставленного и нарочито организованного натюрморта мы научились ценить красоту отношений и смысл «случайного» сочетания предметов в реальной обстановке. Фотография приучила нас даже к разного рода деформациям, искажениям реальности: снятые с нижней точки сходящиеся вертикали зданий, масштабное преувеличение предметов переднего плана при съемке широкоугольником, полная нерезкость одного из планов у телеобъектива. Все это совершенно не соответствует тому, что видит глаз человека, и, тем не менее, стало для нас новой зрительной реальностью.

Само понятие композиции настолько расширилось, что никаких правил больше не существует. Рецепты вроде того, что перед движущимся предметом надо оставить больше места, чем за ним, или если главный объект смещен направо, нужно уравновесить его другим в левой части кадра — не правила композиции, а советы для начинающих. И это именно такие правила, которые нужно знать только для того, чтобы потом нарушать.

Композиция, поиски выразительности и смысла при построении изображения — это творчество. А в любом творчестве не может быть никаких общепринятых правил, нет их и в композиции.

Однако это совсем не значит, что композиция больше не нужна. Элементарная композиция: необходимое кадрирование, выделение главного, расстановка акцентов — все это совершенно необходимо, чтобы снимок ваш стал понятным другим людям, чтобы они «прочитали» то, что фотограф хочет им сообщить. Композиция в полном объеме со всей своей необыкновенной сложностью необходима творческому фотографу. Иногда она становится для него главным и единственным средством выражения своих идей.

В каждой новой своей работе фотограф строит композицию заново, повторить ее невозможно. Правил и каких-то обязательных во всех случаях решений здесь нет и быть не может. Но остаются законы или принципы восприятия изображения, они незыблемы, потому что связаны с нашей психикой и физиологией. Это восприятие равновесия и гармонии, симметрии и асимметрии, подобия и контраста…

В том-то и сложность, что, поскольку рецептов нет, фотограф должен сам найти решение. В каком случае усилить равновесие, а в каком — ослабить. И главное — как это изменит содержание? Когда симметрия необходима и когда она вредна? И опять же — для чего и что при этом изменится? И так далее, и так далее. Работа над композицией — это длительный и очень сложный творческий процесс. Но ведь всегда находятся люди, которые сначала создают себе трудности, а потом их преодолевают. И получают от этого удовольствие!

Когда объект позволяет, всегда хорошо сделать несколько фотографии — сначала самые очевидные версии, потом другие, с такими изменениями, которые все больше и больше упрощают и усиливают то, что ваш снимок должен выражать или показывать. Здесь ваш глаз имеет большее значение, нежели камера (хотя с некоторыми камерами делать это легче).

Композиция в фотографии почти так же разнообразна, как композиция в музыке или порядок слов в тексте, — мелодичная или атональная, сдержанная или смелая (дерзкая, непривычная). Она может усилить сюжет, тему, создать стиль. Каждый снимок, который вы делаете, предполагает определенное композиционное решение, даже если это просто выбор, где установить камеру и когда нажать на спуск.

Не нужно путать композицию и компоновку. Это все равно, что искать общее в стихотворении и юридическом документе. Правила компоновки существуют для начинающих, без этих правил они просто не будут знать, что делать с изображением в кадре. Где установить камеру, какой выбрать объектив, как заполнить кадр — все это относится к компоновке. Кадр скомпонован и снят, теперь только начинается настоящая работа над композицией. Ведь на бумаге получится совсем не то, что было в реальности.

Нужно оценить слаженность компонентов и связи между ними, понять, какой смысл в данном сочетании и каким смысл этот станет, если что-то изменить. А это очень трудно, иногда работа над снимком длится годами. Что-то в нем волнует, а что-то раздражает. И выкинуть жалко, и непонятно, что можно сделать. Иначе говоря, нужно понять, увидеть то, чего нет, но могло бы быть, если бы было что-то такое, чего тоже нет. В некоторых случаях кадр можно переснять, какие-то очень ценные снимки можно улучшить с помощью компьютера. Но для того чтобы сделать это, необходимо научиться понимать язык композиции и свободно «говорить» на этом языке.

Развитие композиционных способностей помогает сделать более понятной и сильной суть вашего снимка. Учитесь у фотографий других мастеров, но не позволяйте их видению стать вашей собственной реакцией на объекты. Опасайтесь рабского копирования их стиля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.