Серийная съемка

Серийная съемка

Как и любая современная зеркальная камера, ваша цифровая модель обязательно имеет несколько режимов: однокадровая и серийная съемка, а также автоспуск. При использовании серийной съемки модели камер могут отличаться как по скорости (измеряемой в числе кадров в секунду), так и по максимальному числу снимков в серии, поскольку после наполнения временного буфера камере нужно то или иное время на обработку информации.

Однокадровый и непрерывный режим

Выбор однокадрового или серийного режима съемки определяется вашим объектом. Обычно при съемке статичных сюжетов — пейзажей, архитектуры или натюрмортов — не имеет смысла тратить энергию аккумулятора и заполнять буфер камеры в непрерывном режиме.

С другой стороны, когда объект съемки движется, непрерывный режим позволит вам сделать несколько снимков за короткое время, не нажимая на спусковую кнопку несколько раз. Этот режим часто используется, когда фотограф имеет дело с динамичными сюжетами, например в спорте или при съемке диких животных. Недостаток серийного режима состоит в том, что после заполнения буфера камера будет некоторое время неработоспособна или сможет снимать только в замедленном темпе.

Скоростная серийная съемка

Ранние модели цифровых зеркальных камер имели сравнительно небольшую скорость непрерывной съемки, обычно около 3 кадров в секунду. Для большинства любителей и тех профессионалов, кто снимает в основном неподвижные объекты, это значение было (и остается) более чем достаточным. В последнее время зеркальные камеры догнали традиционные в скорости серийной съемки, и современные профессиональные модели способны выдавать от 5 до 8 изображений в секунду.

Хотя эти цифры выглядят внушительно, польза от них в обычной, каждодневной фотографии минимальна. Если речь не идет о съемке очень быстрых событий, которые способны наполнить смыслом все 8 кадров в секунду, то в большинстве случаев относительно низкая скорость, в районе 3-4 кадров в секунду, обеспечивает даже лучшие результаты.

Как преодолеть ограничение скорости съемки

Что делать, если вам пришлось снимать скоростное ралли или догоняющего добычу гепарда, а ваша зеркальная камера обеспечивает скорость 3 кадра в секунду? Нет необходимости тратить несколько тысяч долларов на обновление камеры до профессиональной модели только ради увеличения этого параметра. Чтобы преодолевать подобные ограничения, необходимо лишь приобрести определенные навыки.

Секрет прост — вам нужно эффективно использовать видоискатель и быть хорошо знакомым с объектом съемки. Многие фотографы относятся к видоискателю как к кадрирующей рамке, но это неправильно. С его помощью можно добиться многого, а высокая скорость съемки часто служит инструментом ленивых фотографов. Досконально разберитесь в особенностях объекта, чтобы научиться предсказывать его движения.

Это позволит доставать камеру в нужном месте и в нужное время, что гораздо проще, чем пытаться угнаться за происходящим. Наблюдайте за движениями объекта через видоискатель и ищите оптимальные моменты для нажатия на спуск. Между понятиями «смотреть» и «видеть» есть большая разница, и такая же разница разделяет скоростную съемку вслепую и уверенность в продуманном получении хорошего кадра.

Серийная съемка и буферная память

Традиционная зеркальная камера позволяет снимать серии длиной 24 или 36 кадров, то есть в пределах одного ролика пленки. Размер серии в случае цифровой камеры определяется прежде всего объемом буферной памяти. Буфер зеркальной камеры работает по такому же принципу, как оперативная память вашего компьютера. Он используется для временного хранения всех полученных камерой данных, готовых к записи на карту памяти. Чем выше объем буфера, тем больше данных в него помещается, и тем больше снимков можно сделать до того, как буфер заполнится.

Безусловно, количество умещающихся в буфере снимков зависит еще и от объема файлов с изображениями. Крупные файлы, сохраненные в формате TIFF или RAW, занимают в буфере больше места по сравнению с относительно компактными файлами JPEG, поэтому выбор сжатого формата позволяет экономить место в буферной памяти и снимать более длинными сериями.

Объем буфера, точнее его недостаточность, была основной проблемой ранних цифровых зеркальных камер. Я убедился в этом на собственном опыте, снимая диких животных камерой Nikon D100. В режиме RAW я был ограничен всего четырьмя кадрами в серии, после съемки которых камера отказывалась работать в ожидании освобождения буфера. Современные камеры в основном избавлены от этой проблемы, и размер серии при непрерывной съемке теперь ограничивает немногих.

Индикация заполнения буфера

На счетчике кадров современных зеркальных камер можно увидеть два значения: число оставшихся кадров на устройстве памяти и количество свободного места во временном буфере, причем второй параметр часто обозначается буквой R — например r12. Следите за вторым индикатором при съемке динамичных сюжетов — это поможет избежать неприятных моментов вынужденного ожидания при оперативной работе с камерой.