Большинство аспектов построения оптического изображения снимаемого объекта — то, что касается света и объектива, в одинаковой степени относятся к цифровой и к пленочной фотографии. Свет, отраженный от объекта съемки, проходит сквозь стеклянные линзы объектива, который собирает эти лучи, и, фокусируя их в плоскости пленки, создает изображение (обычно уменьшенных размеров). Объектив находится на передней стенке светонепроницаемого ящика или камеры, а светочувствительная пленка — вблизи задней стенки. До момента экспозиции пленка защищена от действия света затвором.

Количество света, попадающего на пленку, регулируется двумя значениями: временем открытия затвора и диаметром пучка лучей, проходящего сквозь объектив. Этот диаметр изменяется диафрагмой (как зрачок глаза). Обе эти настройки по-разному влияют на результат. Время открытия затвора определит, каким зафиксируется движение — размытым или застывшим. От величины диафрагмы зависит, какая часть протяженного объекта будет изображена резко (глубина резко изображаемого пространства).

Вам необходим видоискатель, фокусировочное стекло или жидкокристаллический монитор, чтобы направлять камеру и компоновать кадр, и устройство для измерения света (обычно встроенное в камеру) для определения экспозиции. Такое устройство, называемое экспонометром, считывает светочувствительность материала, на который вы снимаете и выводит данные на дисплей или автоматически устанавливает подходящую комбинацию значений диафрагмы и выдержки. Имея достаточный опыт и знания, вы можете изменить эти установки, чтобы получить желаемый эффект или скомпенсировать возможные ошибки экспонометра.

Химический способ

Обработка

Если вы используете пленочную камеру, следующий этан — проявка вашей пленки. Правильно проэкспонированная пленка отличается от неэкспонированной только на уровне атомов — кратковременное химическое изменение формирует невидимое, или скрытое, изображение. Проявляющие растворы воздействуют на пленку в темноте, они трансформируют скрытое изображение и переводят его в нечто более материальное, сохраняющееся при обычном свете.

Употребляют эти химические реактивы в жидком виде; каждый раствор имеет особую функцию и используется для соответствующей пленки. Для большинства черно-белых пленок, например, первый химический реактив проявляет черные зерна серебра в засвеченных областях. Затем вы используете раствор, который растворяет неэскпонированные участки, делая их прозрачными. Таким образом, в результате после промывки и просушки мы получаем черно-белый негатив, на котором самые яркие участки вашего объекта представлены как черные, а наиболее темные участки — как светлосерые или прозрачные.

Схожая последовательность, но с более сложными химическими растворами, используется для проявки цветных негативных пленок. Цветная слайдовая пленка требует большего количества этапов при проявке. Сначала используется проявитель для черно-белых негативных пленок, затем пленка вместо обычного фиксажа проявляется цветным проявителем, чтобы черно-белое изображение перевести в цветное.

Печать с негативов

Следующий этап — это печать, или, точнее, проекционная печать. Негатив закладывается в вертикальный проектор, который называют фотоувеличителем. Объектив фотоувеличителя проецирует изображение негатива на светочувствительную фотобумагу.

Размер изображения может быть произвольным. Во время экспонирования бумага получает больше света на участках, соответствующих прозрачным областям на пленке, нежели более плотным. Скрытое изображение, которое образуется в бумаге, затем проявляется в химических реактивах. Процесс в общих чертах похож на тот, который необходим для проявления пленки. Лист черно-белой фотобумаги экспонируется с черно-белой пленки, затем проявляется, фиксируется и промывается, так что получается своего рода «негатив с негатива», который является позитивным изображением — черно-белым отпечатком. Черные участки, прозрачные на пленке, вновь становятся черными, а белые, плотные на пленке, — белыми.

Цветная фотобумага после экспонирования обрабатывается в следующей последовательности: цветной проявитель, отбеливатель и фиксаж. Вновь получается цветной негатив с цветного негатива. Для получения цветных отпечатков со слайдовой пленки используются другие реактивы и другие процессы.

Важная особенность печати (кроме того, что вы в состоянии менять размер отпечатка и создавать множество копий) — это возможность исправить, скорректировать ваш снимок. Ненужные области по краям кадра можно обрезать, изменив пропорции снимка, выбранные участки отпечатка сделать светлее или темнее. Работая с цветом, можно использовать широкий диапазон специальных фильтров для фотоувеличителя, чтобы точно отрегулировать цветовой баланс отпечатка или создать необходимый эффект. Имея некоторый опыт, вы даже можете совмещать отдельные части нескольких изображении на одном отпечатке, например, создавать изображения, которые являются частично негативными, частично позитивными и т.д.

Цветная или черно-белая пленка

Вам необходимо выбрать один из двух типов фотопленки — цветную или черно-белую (монохромную) пленку. Снимать на цветную пленку намного легче, чем на черно-белую, поскольку результат гораздо больше похож на то, что вы видели в видоискателе.

Вы должны замечать разницу между тем, как объект выглядел в реальности и как будет выглядеть на цветном отпечатке. И это гораздо проще, чем предсказать, как цвета объекта будут преобразованы в монохромные оттенки черного, серого и белого. В своих лучших образцах черно-белая фотография считается более способной к интерпретации, более изысканной, в меньшей степени похожей на реальность, чем цветная.

По этой причине она стала основным средством выражения для небольшого числа преданных энтузиастов и остается по-прежнему важной для фотографического искусства и галерей. В этом она перекликается с великой черно-белой фотографией прошлого.

Цветные пленки, бумаги и химические реактивы гораздо сложнее, чем черно-белые. Вот почему прошло почти 100 лет с момента изобретения фотографии, прежде чем появился надежный и достаточно точный способ цветной печати. Сначала это было дорого и трудоемко, так что до 1970-х годов фотографы совершенствовали свое мастерство в черно-белой фотографии и только приближались к цветной.

Сегодня практически у каждого фотолюбителя первые отпечатки уже цветные. Большинство сложностей цветной фотографии преодолены благодаря современным пленкам, бумаге, готовым растворам и стандартизированному процессу обработки. Но требования к печати цветных снимков гораздо выше, чем к черно-белым, из-за необходимости контролировать и управлять цветовым балансом. Так что в своей темной комнате вы почувствуете, что обучение традиционной фотографии по-прежнему лучше начинать с черно-белой пленки.

Цифровой способ

Сохранение, запись и обработка

Если вы используете цифровую камеру, экспонированное изображение записывается на матрицу, состоящую из миллионов светочувствительных элементов микроскопического размера. Она известна как CCD-матрица (прибор зарядовой связи, или ПЗС) и расположена там же, где и пленка в обычной камере.

Сразу же, следуя оптическому изображению на матрице, она записывает снятую фотографию как цепочку электронных сигналов в виде файла изображения, часто на цифровую карту памяти, вставленную в корпус камеры. Нужные файлы изображения позже с этой карты или прямо из камеры загружаются в компьютер, и на экране монитора они раскрываются как полноцветные изображения. Ненужные снимки стираются. После загрузки или очистки карта памяти используется снова и снова для записи новых фотографий.

Программное обеспечение, загруженное в компьютер, теперь предлагает вам инструменты управления и регулировки. Рядом с изображением на экране появляются различные команды для кадрирования, регулировки яркости, контраста и цвета, а также множество других возможностей. Каждая выбирается и активируется с помощью компьютерной мыши, а изменения в изображении видны на мониторе компьютера почти моментально.

Вывод на печать

Когда изображение на мониторе выглядит удовлетворительно, обработанный цифровой файл может быть отправлен на настольный принтер — обычно чернильного тиgа — для полноцветной печати на специальной бумаге. Файлы изображения можно сохранить в памяти компьютера на встроенном жестком диске или записать на переносной компакт-диск.

Практическое сравнение двух способов получения фотографий: химическим (пленочным) способом и цифровым — подробнее описывается ниже. Вы увидите, что у каждого из них свои преимущества и недостатки, но в данное время есть достаточные основания для объединения лучших качеств обоих.

Техническая рутина или творческий выбор

Работаете ли вы с химическим или цифровым методом, фотография потребует от вас двух дополнительных умений.

С техническими знаниями и практическим опытом (который появится в результате съемки большого количества фотографий в различных условиях) вы постепенно накапливаете автоматические навыки. которые становятся главными в работе. Это все равно, что учиться вождению. Сначала вы должны научиться сознательно выполнять все операции по управлению машиной. Затем эта сторона вопроса становится настолько вам знакомой, что позволяет все больше и больше сосредоточиться на том. что нужно сделать в данный момент (вместо того чтобы думать, как это сделать).

После приобретения уверенности в получении результата вы обнаружите, что можете затрачивать больше времени на такие вопросы, как композиция, экспрессия момента при съемке портрета или движения, которые отличаются в каждом новом снимке и не имеют шаблонных решений. Однако будьте в курсе всех новейших технологий и современного оборудования по мере их появления. Вам необходимо представлять себе, какие новые изобразительные возможности они предлагают.

Технические знания и творческий выбор дают хорошую базу для решения самой сложной, пожалуй, задачи в фотографии — как сделать снимки, которые будут не только содержать интересную информацию, но и иметь глубокий смысл. Сможете ли вы общаться с другими людьми через свои визуальные сообщения, являются ли они только чем-то смешным или необычным или подлинными комментариями к условиям жизни людей?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.