Снимать зимние пейзажи лучше всего в начале весны, когда чередуются заморозки и оттепели, снегопады и дожди.

Лёд

Оттепели и заморозки образуют на воде причудливые напластования льда. Удивительные ледяные узоры можно обнаружить даже на поверхностях луж. Но следует обращать внимание не только на скованные льдом водоёмы. Посмотрите на сосульки на крышах, водосточных трубах и краях водопадов. Погода — не помеха: лёд — отличный объект для работы и в пасмурный день, и при ярком солнечном освещении.

Главное — понимать, что и для чего вы снимаете. Поставив перед собой конкретную цель, вы сможете определиться и с необходимым фотооборудованием.

Специальный объектив для макросъёмки, конечно же, подойдёт лучше всего. Но и любая оптика с фокусным расстоянием от 50 до 180 мм —тоже неплохо. Если же таких объективов нет, то лучшее из недорогих решений — удлинительные кольца.
Можно использовать и телеобъективы.

При макросъёмке всегда используйте штатив. Для минимизации вибраций используйте дистанционное управление или автоспуск. Закрывайте диафрагму (до f/16), чтобы увеличить глубину резко изображаемого пространства. Для улучшения качества устанавливайте минимальное значение ISO. Удерживайте камеру параллельно объекту съёмки, чтобы избежать нерезкости по полю кадра.

Изморозь

В ясные ночи мельчайшие капли влаги замерзают, создавая иней — лёгкий пушистый покров из ледяных кристаллов. Особенно часто иней можно увидеть на уровне земли, но в туманные дни и холодные ночи он покрывает обнажённые зимой деревья.

Чтобы снять заиндевелую природу, нужно рано встать. Иначе вы просто не успеете запечатлеть самые эффектные кадры. Хотя в сильные морозы он может держаться целый день.

Экспозамер по белому инею приводит к недодержке, поэтому увеличивайте (примерно на 1 ступень) экспозицию, чтобы получить красивый белый тон, но без вылета деталей в светах изображения.

Деревья

Деревья или отдельное дерево могут послужить основой выразительной композиции кадра, поэтому снимите варианты с различных углов и точек, используя разные фокусные расстояния объектива.

Графичность зимних пейзажей хорошо подчёркивается контровым светом — вплоть до силуэтных изображений. Найдите убедительный сюжет и поэкспериментируйте с компоновкой кадра.

Экспозамер снега

Целесообразно использовать режим замера и систему измерения, которые дают возможность полного управления процессом. лучше использовать ручной режим или режим AV (приоритет диафргамы) и, что ещё более важно, точечный или частичный замер вместо матричного или центрально-взвешенного, которые могут внести совершенно неприемлемую ошибку в требуемую экспозицию.

Не забывайте, что при точечном замере снега камера будет стремиться воспроизвести этот участок серым, поэтому, чтобы избежать недодержки, следует ввести поправку. Экспозамер по фронтально освещённому снегу всегда имеет сдвиг примерно на две ступени в сторону теней. Поэтому нужно увеличить экспозицию на две ступени, оценивая результат по гистограмме.

Экспозамер снега

Пока не растаял снег

Великолепное зрелище — заснеженная равнина, искрящаяся на солнце. Но на фотографии она может превратиться в невыразительный белый покров ландшафта. Поэтому правильный свет крайне важен для удачного пейзажного снимка. Низкое и боковое освещения наиболее выигрышно передают фактуру поверхности и выразительные особенности пейзажа. Но и эффектная компоновка кадра не менее важна. Например, следы на снегу могут стать композиционной основой кадра, подчёркивая масштаб и передавая глубину пространства.

Чтобы избежать смазывания падающего снега, вам придётся установить выдержку до 1/500 с. А относительно небольшая скорость срабатывания затвора — 1/15 с — позволит получить стремительную динамику линий, создавая нужный эффект. Порхающие снежинки будут лучше выделяться, если их снимать на тёмном фоне.

Как усилить ощущение холода на снимке

Специальная обработка снимка и корректный способ печати придаст изображению более холодный оттенок. Этому способствует небольшой избыток голубого тона, что в традиционной технике достигалось использованием светофильтров. В цифровой фотографии аналогичный результат при съёмке зимой можно получить, сдвигая вручную баланс белого до 3000 градусов по Кельвину (тёмно-голубой) и до 5000 (бледно-голубой).

При съёмке в RAW-формате можно получить нужный эффект, конвертируя в TIFF-формат и подбирая нужное значение цветовой температуры. Ещё одна возможность — цифровое тонирование снимка. В Photoshop’e нужно вначале использовать опцию Desaturate, чтобы обесцветить изображение (Adjust>Hue/Saturation), затем — активировать опцию Colorize и подобрать значения Hue и Saturation для нужного эффекта.

Comments are closed.